Июль
Главная /
Архив / 2008 /
Июль /
12.09.2008
Кому радость, а кому гадость...
Помните эту радость, которой так и светился под Новый год небезызвестный жених? И чем потом обернулась заливная рыба – это безобидное, по сути, блюдо? Меж тем этот шедевр еще далеко не такая уж и гадость по сравнению с некоторыми жемчужинами мировой кулинарной традиции. Читайте и… наслаждайтесь.
Повезло Ипполиту Простите-не-знаю-вашего-отчества в том, что невеста его была родом из туманного Ленинграда, а не из солнечной Камбоджи или Парагвая. Азия привыкла шокировать всем, начиная с нравов и заканчивая сомнительным нечто, которое кладут на тарелку, и не приведи Господь вам узнать, что оно пережило, прежде чем назваться блюдом. И изнеженная мировая общественность все не устает удивляться и неизбежно страдать животом от своего любопытства.
Колыбель гастрономического эксклюзива
Самое сердце кулинарной экзотики лежит на юго-востоке. Будем двигаться в этом направлении и начнем с самого простого кушанья, что может приготовить даже отъявленный холостяк – яичницы. Большие выдумщики по части того, что можно сделать с обыкновенным куриным, утиным, перепелиным и пр. яйцом, к примеру, китайцы. Они держат яйцо пару месяцев в гашеной извести или, того приятнее, в навозе. Тогда яйцо становится черным, деликатесным и очень дорогим. Филиппинцы же варят в соленой воде утиное яйцо. Да не простое, а с уже сформировавшимся зародышем утки внутри с оперением, просвечивающим клювиком и хрустящими косточками. Едят это пособие по биологии (в гастрономии «яйца балют») с изрядным количеством соли, перца и уксуса, так как вкус ну уж очень спцфчссский. Говорят, демографического спада на Филиппинах не будет именно потому, что балют – неотъемлемая часть ежедневного рациона среднестатистического мужчины.
Таиланд. Рагу из мучных червей
Триста граммов мучных червей хорошо промыть, высушить и посолить. Три помидора, один небольшой кабачок, луковицу, два сладких перца, один кочан цветной капусты мелко порезать и обжарить в оливковом масле. Добавить в массу червей и бокал сухого белого вина, тушить на слабом огне 10–12 минут. Перед подачей на стол посыпать тертым сыром и украсить зеленью.
Однако странности одной кухни можно с лихвой компенсировать выдающимися шедеврами другой, при этом изысканность и удобоваримость блюда не вызовет сомнений ни у одного человека по всему миру. Кухня Малайзии – превосходный результат взаимного влияния малайской, китайской и индийской кухонь. Продукты комбинируются в ней таким образом, чтобы подарить очень освежающие, жгучие, но при этом всегда гармоничные ощущения.
В тихом омуте
Во многих странах наши ближайшие домашние любимцы считаются неплохим обедом. Кошек с удовольствием и массово поедают в Африке и Китае, где их варят в кипятке живьем (повара говорят, что чем больше киска мучается перед смертью, тем она нежнее на вкус). Парагвайцы готовы целыми днями и в любом виде поглощать крыс, причем деликатесом считают новорожденного крысенка, которого готовят и едят целиком.
О том, что корейцы и китайцы большие гастрономические любители собак, причем почему-то именно черных особей, говорить не приходится, но ведь и европейцы от них ничуть не отстают! В Швейцарии, например, в местечке Виднау, можно отведать блюда из собачатины, причем совершенно бесплатно. Согласно местным законам употреблять в пищу мясо домашних животных можно, а вот торговать им запрещено. К столу подают всевозможные шницели, жаркое и колбаски из собачатины, а еще и очень полезный собачий жир (он помогает при простуде и прочих заболеваниях дыхательных путей). Главное – время варки собак, возраст которых превышает 2 года, должно увеличиваться из расчета 15 минут на каждый год. Однако не все так социально единодушно. В 1996 году швейцарцы собрали около семи тысяч подписей с требованием ввести официальный запрет на употребление в пищу мяса домашних животных. Петиция была отклонена. Ответ был таков: «Контроль над кулинарными пристрастиями своих граждан не входит в обязанности государства».
Вот так. С одной стороны, швейцарский сыр или шоколад, с которым не сравнится ни одна сладость, придуманная в мире. И самый популярный и здоровый в мире завтрак мюсли, изобретенный швейцарским диетологом Бирчер-Беннером! Но с другой – колбаски из собачки. В тихом омуте, как говорится… 
Сардиния (Италия)
Производство сыра Casu Marzu незаконно. Его название переводится как «гнилой сыр». Касу марцу выдерживают дольше обычной стадии ферментации, доводя до состояния гниения. В этом состоянии за него и берутся сырные мухи piophila casei, откладывающие в нем свои личинки, представляющие собой почти сантиметровых червей, которые, двигаясь по сыру, выделяют особые ферменты, придающие ему еще более острый запах, гнилой вкус и мягкую сливочную структуру. Едят этот сыр вместе с его новыми жителями.
Овсянка с луковым душком
Помнится, однажды, проводя летние каникулы на берегу живописного озерца, ваша покорная слуга – естественно, только из благих соображений – сварила на завтрак любимым друзьям овсянку. Ароматную, тягучую, в меру сладкую… Такую полезную! Какова же была моя обескураженность, когда один завтракающий не смог побороть свое отвращение к этому блюду даже под аутотренинг – «это икра, это не овсянка, это свежайшая черная икра!». Бывает. Кому радость, а кому гадость.
Камчатка
Копалька – блюдо из любого добытого мяса, зарытого в тонкий слой почвы над вечной мерзлотой. Мясо выдерживается там до достижения максимально соблазнительного запаха и удивительной свежести.
Словарь английского языка 1755 года определяет овес как продукт, «которым в Англии кормят лошадей, а в Шотландии – людей». Однако позже напыщенные англичане так им увлеклись, что даже оттянули на себя славу открывателей овсянки и сделали ее частью своей кулинарной традиции. Однако шотландцы готовят великосветский porridge из овсяной муки крупного помола, а англичане – из овсяных хлопьев.
Слово porridge восходит к латинскому porrum – лук-порей и, возможно, связано с тем, что в старину словом porrey (французское pore) называли густой овощной суп. Настоящий классический порридж варят на медленном огне, постоянно помешивая специальной мешалкой spirtle длиной около 30 см, чтобы не образовались комки – ведь каша должна быть очень густой и обязательно однородной. Традиционно в начале недели мелкие шотландские фермеры варят огромный котел порриджа, затем охлаждают его, нарезают на куски и берут с собой в поле. Порридж обязательно нужно готовить с солью. Иностранцы, которые варят порридж без соли и едят с сахаром или сладким джемом, по мнению жителя «страны высоких гор», совершают непростительное и возмутительное кощунство.
Не отчаивайся, друг мой! Есть в Шотландии такие блюда, ради которых даже ты, кулинарный экстремист, простишь шотландцам их овсянку. Отведай изысканный десерт, куда более густой, чем туман, окутывающий Эдинбург, но столь же элегантный и роскошный, как город, давший ему имя. Взбиваем 600 мл густых сливок с 2 ст. л. мелкого сахарного песка, добавляем 6 ст. л. доброго шотландского виски, ванильную эссенцию по вкусу и аромату, 100 г миндальной стружки и 24 небольших мелко крошенных миндальных печеньица. Хорошо охлаждаем и подаем к трапезе со свежей клубникой, малиной и т.п. Осторожно, есть риск проглотить собственный язык.
На родине селедки 
Представьте себе следующее застолье. Hakarl – филе акулы. Его, даже не посолив, закапывают на 2–3 месяца в прибрежный песок, затем раскапывают, нарезают и подают ломтиками. Примирить с крепким аммиачным духом и весьма своеобразным вкусом этого сильно подпорченного деликатеса может только картофельная водка brennivin. Далее – hrutspungur, спрессованные маринованные бараньи яйца. Для особых ценителей – половина бараньей головы, которую подают прямо так, почти сырой, лишь слегка отварив. Еще в Исландии едят отварного буревестника, китовьи губы и мясо морского котика. А вот запасы исландского мха – когда-то с ним пекли хлеб, готовили супы, каши, добавляли к мясу и рыбе – сильно истощены. Уж очень, видимо, был хорош собрат нашего ягеля… Как уже можно было догадаться, именно исландская традиционная кухня – самая шокирующая в Европе.
В прежние времена главным для жителей Исландии было согреться и утолить чувство голода. С приходом благ цивилизации исландцы стали настоящими гурманами, а ресторанный бизнес в этой стране достиг высокого уровня и считается одним из лучших в Европе.
Чем хороши северные страны, в том числе и наша, так это тем, что именно здесь особенно ценится тепло солнца. Утро, слепящий снег… А на столе под журчание масла на горячей сковородке растет небольшая горка исландских оладушек. Блинчиками в Исландии знаменуют наступление долгожданного полярного дня. Ведь блин, как и маленькие оладушки, у всех северных народов – символ солнца. Пухлые сладкие оладушки lummur готовят из рисовой или овсяной каши, посыпают сахаром и подают с холодным молоком. Хочется замурлыкать и свернуться на солнечном пятне клубочком… И, в отличие от вонючей акулы, это блюдо невероятно вкусно.
Исландские оладушки
Растопить 25 г сливочного масла и дать ему слегка остыть. Просеять стакана муки и 1 ч. л. пекарского порошка в миску, добавить 1 ст. л. сахара, стакана густой рисовой или овсяной каши и тщательно размешать. Влить чуть меньше полстакана молока и вновь хорошенько размешать. Добавить 1 яйцо и еще 75 мл молока, растопленное масло и 2 ст. л. изюма. Тесто должно быть достаточно густое, чтобы не растекалось по сковородке. Если тесто слишком густое, подлить чуть-чуть молока. Разогреть сковороду, смазать жиром, брать столовой ложкой тесто и печь оладушки, переворачивая, как только подрумянятся. Выкладывать на тарелку художественным гейзером, присыпанным сахарным песком. Подавать горячими с вареньем, сиропом и молоком.
Под загадочными названиями любимых в Африке национальных блюд арозидоси, канкика или сокойото скрываются довольно безобидные яства. Сокойото в переводе означает «дай силу и мужество мужчинам», а подразумевается под этим всего лишь салат из шпината. Еллоф – блюдо из риса, лука, красного молотого перца, томатного пюре, орехов, тимьяна и свежей рыбы. А еще в Африке едят вполне безобидный картофель. Кулинарная экзотика – всего лишь вопрос привычки. Бедуины, например, пьют кофе такой крепости, что он больше похож на густой тягучий концентрат, от которого среднестатистический россиянин рискует заработать гипертонический криз. Да и неизвестно еще, как змеиная кровь отзовется в наших желудках или какие впечатления получит парагваец от соленого огурца да с кваском. Так что от чего один воротит нос, для другого – наисладчайший деликатес. Давайте жить дружно и вкусно!
Текст – Александра Агейкина