Обряд выхода невесты к родникуОбряд выхода невесты к родникуАвтор: Марита Мугадова, "Дагестанская правда" // 21.07.2011Выход невесты к роднику У всех народов мира к источникам воды всегда относились как к святыне, они часто становились местом священных ритуальных или трудовых обрядов, знаковых встреч и т.д. К ним относится и один из послесвадебных обрядов, известных у всех дагестанских народов, - выход новобрачной за водой. Совсем не случайно она в первый раз выходила из дома мужа именно для того, чтоб набрать кувшин воды. Считается, что вместе с живительной силой, присущей воде, молодая жена приносит в новую семью мир, удачу, счастье и благополучие. Этот древний обряд сегодня утрачивается во многих местах, где не сохранились общие сельские источники воды, родники. И лишь в некоторых горных селах придерживаются канонов этого красивого ритуала. Обряд выхода невесты к роднику прошел недавно в с. Сивух Хунзахского района. С утра у дома новобрачных собирались молодые женщины и девушки с кувшинами. Все вместе с песнями, шутками отправились к общественному роднику. В этом ритуале участвуют, как правило, женщины, мужчины здесь присутствуют лишь в роли наблюдателей. Но тем не менее молодые парни все делают для того, чтобы украсть кувшин невесты для последующего выкупа за него. Поэтому главная задача женской свиты - воспрепятствовать этому. Но если же случается так, что недоглядели кувшин, то одним лишь выкупом женщины не отделываются. Они должны и спеть, и станцевать. Поэтому обряд выхода к роднику часто превращается в народное гулянье с музыкой, песнями, танцами. К роднику подтягиваются жители села. И тут самое время присмотреть для себя невесту. Молодые парни стараются забросить в кувшин будущей избранницы мелкие камешки, чтобы та обратила внимание. Целый день в селе звучат песни, играет зурна. А к вечеру в дом новобрачных собирается аульская молодежь отведать традиционный хинкал, который приготовит молодая хозяйка. Сегодня, к сожалению, народная культура во многом беззащитна перед глобальными процессами современной цивилизации. Поэтому фольклор и художественная обрядовая культура, пройдя определенный исторический путь, стали другими по качеству. Другими - не значит худшими. Народная культура вне времени и контекста. На нее существует общественно-социальный и даже государственный заказ, так как народная музыка, хореография, обряды, художественные традиции выполняют миротворческие и объединительные функции и играют важную роль в патриотическом воспитании и духовно-нравственном оздоровлении общества. |
|
||
Создать бесплатный сайт с uCoz |